Значение сновидений у индейцев чиппева (Френсис Денсмор)

“Мы не могли учиться по книгам или у учителей. Вся мудрость и знания наших предков приходила им во снах.”

Чтобы понять чиппева (оджибве – прим. переводчика), нам необходимо принимать во внимание влияние снов на жизнь индейцев. Старый чиппева сказал: “Раньше у нас не было образования. Мы не могли учиться по книгам или у учителей. Вся мудрость и знания наших предков приходила им во снах. Они испытывали свои сны и, таким образом, постигали собственную силу.”

Способность видеть сны культивировалась с раннего детства. “Попробуй поспать и запомнить свой сон,” – часто говорили ребёнку, укладывая его в постель. Таким образом стимулировалось воображение и желание увидеть что-то необычное во время сна. Детским сновидениям не придавалось особого значения, но они были подготовительной стадией к действительно важным снам во взрослой жизни.

Для обретения духа защитника или наставника требовалась чистота поведения и мысли. Голодание, изоляция и медитация были основными условиями обретения подобных снов.

Родители давали наставления как девочкам, так и мальчикам о том, как важно видеть сны и какие существуют способы для того, чтобы их получить. Для обретения духа защитника или наставника требовалась чистота поведения и мысли. Голодание, изоляция и медитация были основными условиями обретения подобных снов.

Сны, пришедшие таким образом, обладали великой важностью в жизни человека, хотя он мог видеть и обычные сны. Мы отмечаем определённые ожидания в уме ребёнка, стимуляцию мозга отсутствием пищи и непонятными проявлениями во время пробуждения, которые могли сочетаться с индивидуальными особенностями ребёнка и оказывать влияние на образ сновидения. Всё это относится к области физиологии и психологии. Чиппева говорят, что в их снах они часто возвращаются в своё предыдущее существование. Также они отмечают, что сновидящие видели вещи, которые индейцы не видели в то время, но которые они видели и узнавали в последующие годы своей жизни, к примеру, парусные суда или бревенчатые дома. Говорят, что сила сна была настолько велика, что были люди, способные принимать форму своего предыдущего существования, составлявшего предмет сновидения.

Увидевший во сне определённое животное, в момент опасности может призвать его.

Также нам сообщали, что воин, увидевший во сне определённое животное, в момент опасности может призвать его и если, например, воин ранен, его товарищи услышат крик этого животного и увидят, как оно убегает. Если во время поисков тело воина не находят, то считается, что он вернулся в свое предыдущее воплощение и ушёл в форме животного.

Чиппева верили, что обладание манифестацией объекта сна позволяет человеку обрести его защиту, водительство и помощь. Видимо для ментальности индейцев естественно верить, что сущность человека или “духа” пребывает в его рисунке или ином изображении. С этим верованием связано нежелание индейцев фотографироваться. Считалось, что таким образом фотографируемому может быть причинён вред, в случае если вред будет причинён фотографии. Имеется следующий пример. Токала Лута (Красной Лисе) подарили портрет Президента Уилсона и он повесил его на стену. Год спустя Красная Лиса пожелал написать письмо Президенту, в котором он сказал, что чувствовал, что Президент был его гостем на протяжении года и очень ценит такую высокую честь, оказанную ему. Возможно это верование зиждется на поклонении искусству и таинству создания совершенства, однако в этом присутствует элемент воображения со стороны наблюдателя, без которого искусство не достигает своей цели.

Представление предмета сна приняло форму объекта или контура. Оно могло быть точным изображением, предметом или контуром приблизительно отражающим особенности сновидения. Представление отражало предмет сна, но очень редко указывало на его природу. Однако, автор однажды спросила о значении черепахи, увиденной во сне. и ответ был следующим: “Это может означать многие вещи. Никто этого не поймёт, кроме человека, который видел этот сон. Может это знак опасности, а может и того, что черепаха обещала свою защиту.” Считалось, что изображение должно быть нанесено на наименее разрушимом материале.

Один старик однажды сказал автору: “Картинку можно разрушить, а камень разрушить сложнее. Поэтому хорошо, если предмет сна будет вырезан на каменной трубке, которую похоронят вместе с владельцем. Многое из его наследства будет роздано друзьям, но знаки, обретённые во снах нельзя отбирать.” В Канаде на раскопках была найдена каменная трубка, изображавшая птицу. Вероятно она была захоронена со своим владельцем. Чиппева Минессоты вырезали подобные трубки из дерева.

Нодиненс сообщила, что её отцу приснился нож особой формы. Он сделал его из металла и постоянно носил его во время войн с сиу.

Нодиненс сообщила, что её отцу приснился нож особой формы. Он сделал его из металла и постоянно носил его во время войн с сиу. Отец рассказывал, что он удобен тем, что форма лезвия легко позволяла вонзать его в тело врага, а канавка над лезвием давала особый выступ, за который нож можно было легко вытащить обратно. Также он сказал, что длина лезвия была такой, что человек заколотый таким ножом гарантированно умирал. Нодиненс сообщила, что отец давал свой нож мальчикам, к которым его приглашали дать имя. Если ребёнок был младенцем, он делал очень маленький нож, чтобы его можно было повесить на дугу люльки как игрушку. Нодиненс сделала себе нож из дерева длиной 9 дюймов, сохранив пропорции и рисунок ножа, который приснился её отцу. Объект иногда не столько повторял форму, сколько отражал интерпретацию смысла объекта сна. Так миссис Луиза Мартин, чиппева из Мил Лакс, жившая в Уайт Эрт, носила плетёный шнур из пряжи, белый цвет в которой символизировал сон о безопасном путешествии по большому озеру. Она сообщила, что если бы ей нужно было сплести такой же шнур для другого человека, то ей бы потребовалась белая пряжа и пряжа любого другого цвета, который чаще всего носит человек. В детстве ей дали имя Аявак, что означает “Благополучно Переправляющаяся”. Это имя ей дала женщина, которой приснилось, что она пересекала большое озеро на лодке. Эта женщина никогда не видела парусных лодок, но позже увидев её в реальной жизни она опознала её, как лодку, которую она видела во сне. Ей приснилось, что девочка взошла на борт лодки и пересекла большое озеро. Когда она благополучно переправилась, сопровождающий её человек сказал: “Тебя будут звать Аявак и ты всегда будешь благополучно пересекать воду.” С этим именем миссис Мартин получила шнур, сплетённый из пряжи двух цветов. Она благополучно переправлялась в шторм, когда носила этот шнур на поясе. На суше она складывала его вместе со своим скарбом. Силой переданной во сне способности, она могла обращаться к духам воды и её просьбы исполнялись.

Нискигвун сообщил, что в молодости ему снилась спокойная вода.

Нискигвун сообщил, что в молодости ему снилась спокойная вода. Ему долго не представлялось возможности испытать способность из сна. В конце концов, такая возможность предоставилась при следующих обстоятельствах: Нискигвун возвращался с отрядом индейцев из Ла Пуант после получения ежегодных выплат. Когда они достигли места, где река Фонд дю Лак впадала в Великое Озеро, их застиг сильный шторм и встречный ветер. Метис, сопровождавший отряд, сказал: “Похоже мы застрянем здесь на несколько дней. Кто-нибудь знает как обращаться к Духу Воды?” Нискигвун ответил, что однажды во сне он видел спокойную воду, но никогда не испытывал эту способность. Он сказал, что попробует “…и посмотрим что будет”. В каноэ было немного виски. Он взял его, как если бы это было что-то особо ценное и брызнул на воду. Также он покрошил в воду табак (прим. переводчика: под “табаком” понимается кин­ни­кин­ник – смесь из трав на ос­но­ве то­лок­нян­ки и ко­ры красной ивы, мож­же­вель­ни­ка и др.) и сказал, что желает, чтобы вода стала такой же, какую он видел в детском сне. Через полчаса ветер сменился на попутный и они продолжили путешествие.

Некоторые информанты сообщили, что подобная традиция им известна. Интересно, что это была “живая” жертва, а человек совершавший её, был ребёнком, неспособным для подобных видений. Обычно по традиции делали небольшое блюдо из бересты, клали на него вошь с головы и немного табака. Ребёнка просили отнести это к реке и смотреть как оно уплывает. Ребёнок следил за блюдом и если волны опрокидывали его, то все понимали, что шторм скоро закончится и они смогут продолжить путь. Скорее это стоит трактовать как знак, а не ритуал подношения духу воды.

В ответ на вопрос означают ли волны, что Дух Воды гневается, был получен ответ: “Волны не означают, что Дух Воды разгневан путешественниками. Естественно, что иногда бывает шторм, а иногда тихая погода, но если Духа Воды попросит соответствующий человек, то он может унять волны, чтобы путешественники могли безопасно пересечь воду.” Рассказывали, что те, кому снилась вода, обычно успешно лечили больных. В этой связи интересно отметить, что сны, касающиеся воды обычно снятся людям с высокой чувствительностью и легко возбудимым темпераментом.

Изображение предмета сна можно было нарисовать, вышить бисером или вплести в бисерное полотно.

Изображение предмета сна можно было нарисовать, вышить бисером или вплести в бисерное полотно. Подобные изображения черепахи и медведя показаны на фотографии под буквами a и b. Хотя основной целью такого действия было благо сновидящего, он мог распространить это благо и на других людей. Так один хорошо известный член племени чиппева из Мил Лакс в юношестве видел во сне медведя. Он верил, что получил от медведя несокрушимую силу, являющуюся свойством этого зверя. В качестве манифестации этого сна он сделал изображение медведя на белой ткани. Когда его жена тяжело заболела, он накрыл её этой тканью, чтобы сила, переданная ему медведем, стала и её силой. Вскоре жена начала поправляться и он повязал ткань на стене над её головой и она висела там до тех пор, пока женщина полностью не поправилась. Много лет спустя она рассказала эту историю автору этих строк.

 

 

 

Этот предмет изображён на данной фотографии. Как сказала информант, разводы на нём оставило “лекарство”, поставленное на него.

Этот предмет изображён на данной фотографии. Как сказала информант, разводы на нём оставило “лекарство”, поставленное на него.

 

 

 

 

 

 

 

На одеяле изображён сюжет из сна. Все, кто видели его, рассказывали о том, что человеку снились радуга, буревестник, молния и земля

Символы сна часто изображались на одеялах или на входном покрывале, которое вешалось перед входом в вигвам. Человек, которому снился волк или медведь, изображал это животное. На фотографии изображён более сложный и оригинальный рисунок. Он нанесён на одеяло, принадлежавшее человеку, которого всё ещё помнят чиппева в резервации Уайт Эрт. На одеяле изображён сюжет из сна. Все, кто видели его, рассказывали о том, что человеку снились радуга, буревестник, молния и земля (последняя изображена в виде круга). Однако связь между ними была покрыта тайной, известной только самому сновидцу и тем, кому он открывал её. Это одеяло носили так, чтобы рисунок был максимально виден. Его расправляли на всю длину и закалывали на груди острой костью или деревянной заколкой. На спине оно висело свободно. Сообщалось, что во сне с радугой появлялась женщина. Цвета радуги представляли яркие цвета “передней части” платья женщины.

символы сна в вышивке

Чаще всего изображение сна носили в виде бисерного полотна как налобную повязку, либо как тканую повязку на шее. На данной фотографии мы видим три изображения, сделанные в данном стиле – радуга, луна и звезда. Традиция ношения изображения предмета сна всё ещё жива среди чиппева.

 

 

Frances Densmore  Chippewa Customs 

Вернуться в библиотеку

Посмотреть готовые ловцы снов и обереги.
Заказать свой ловец снов
На платформе MonsterInsights