Роль снов в индейской культуре

сны…Как оджибве, так и кри с детства воспитывали особое отношение к важности сновидений и необходимости запоминать детали сна. Сны для этих племен выполняли две функции: лучше рассмотреть поле игры и открыть портал для связи со сверхъестественными существами.  

Первый тип сновидческого опыта, сходный с тем, который имеет каждый из нас, обычно включает в себя события, в которых спящий выступает в роли участника. В отличие от нашей веры в то, что сон возникает из нашего ума, индейцы считали, что сны порождает мир, окружающий спящего.

...индейских детей приучали запоминать свои сны, рассказывать о них и пытаться их анализировать
…индейских детей приучали запоминать свои сны, рассказывать о них и пытаться их анализировать

Индейских детей учили запоминать сны, рассказывать о них и пытаться их анализировать. В снах содержались сведения о будущем успехе на охоте, а потому они требовали навыка интерпретации. По мере взросления дети приучались ценить важность прихода сновидческих существ и понимать силу и священность подобных контактов. Сновидческие существа являются в сон без спроса и их следует уважать. С другой стороны, видения во снах могут быть непреднамеренно вызваны болезнью, стрессом или непривычной обстановкой.

обрядВо время обряда перехода мальчиков (а в некоторых племенах и девочек) отводили в уединённое место и, посредством сенсорной депривации за счет ограничения еды, воды, тепла и т.п., им предоставлялась возможность обрести видение явления духа охранителя. (Пожалуйста. примите во внимание, что это очень упрощенное объяснение, не предусматривающее анализ иных аспектов, таких как возраст, испытание храбрости и силы, повтор, принятие или отказ от посвящения).

сила
…сны и видения увеличивают и без того весомые физические и духовные силы людей, тесно связанных с окружающим их миром, являющихся членами сообщества человеческих существ, мира животных и нечеловеческих существ.

В широком смысле можно сказать, что сны и видения увеличивают и без того весомые физические и духовные силы людей, тесно связанных с окружающим их миром, являющихся членами сообщества человеческих существ, мира животных и нечеловеческих существ. Важным моментом здесь является то, что духи выбирают спящего, а не наоборот.

Некоторые исторические документы дают возможность лучше понять этот опыт. После двадцати лет постоянных тесных контактов с индейцами Джордж Нельсон, торговец мехом начала XIX века, стал неплохо разбираться в системе верований и с удовольствием слушал рассказы оджибве и кри.  На основании его бесед в Лак ла Ронж, Саскачеван в  1823 году, он выделил следующие условия, необходимые для обретения духа-охранителя: уединенность места, обнаженность спящего, отсутствие еды и питья и необходимость воздержания до тех пор, пока спящий не достигнет состояния, в котором возможно проявление желаемого-“Сновидимого”.

Считалось, что то, что Сновидимое передаст спящему, явится предсказанием будущего и спящий обязан последовать указаниям Сновидимого.
Считалось, что то, что Сновидимое передаст спящему, явится предсказанием будущего и спящий обязан последовать указаниям Сновидимого.

Нельсон также добавляет, что если оджибве хотели увидеть сон с духами Неба, их ложе должно было располагаться высоко над землей. Если они желали увидеть во сне духов Земли или Воды, им нужно было спать на земле. Считалось, что то, что Сновидимое передаст спящему, явится предсказанием будущего и спящий обязан последовать указаниям Сновидимого.

Более века спустя, в 30-х годах XX века антрополог Регина Флэннери описывала сходную картину понимания и подхода к снам среди кри.  Хотя Флэннери использует термин кри powatakan, или “гости снов”, подготовка и смысл остаются такими же. Поскольку сны индивидуальны для каждого, форма и содержание каждого послания “гостей снов” (или духов помощников) уникальны. Одновременно с этим как форма. так и содержания остаются в рамках картины, воспринимаемой в соответствующей культуре.

Гости снов не только указывали сновидящему на добычу, но и передавали знания охотничьих песен, различных типов амулетов, украшения одежды и снаряжения, которое способствовало бы усилению его способности привлекать животных.
Гости снов не только указывали сновидящему на добычу, но и передавали знания охотничьих песен, различных типов амулетов, украшения одежды и снаряжения, которое способствовало бы усилению его способности привлекать животных.

Чем чаще человек видит сны, тем больше у него духов-помощников, и тем больше его духовная сила. Гости снов не только указывали сновидящему на добычу, но и передавали знания охотничьих песен, различных типов амулетов, украшения одежды и снаряжения, которое способствовало бы усилению его способности привлекать животных. Кри считали, что человек должен сначала увидеть во сне всё то, что он будет использовать на охоте. Описание узоров, которые передавались гостями снов, нужно было пересказать жене или матери сновидящего, которые, в свою очередь, переводили их в декоративный стиль, понятный всему племени. Чем больше у человека было гостей снов, тем затейливее был рисунок вышивки. Однако, суть и точное значение рисунка очень редко раскрывалось сновидцем.

Если сновидящий испытывал страх перед каким-либо животным, ему было необходимо призвать это животное в сон.
Если сновидящий испытывал страх перед каким-либо животным, ему было необходимо призвать это животное в сон с тем, чтобы подружиться с ним.

70 лет спустя вождь племени кри Луис Бёрд описал опыт сновидения омушкеговаков (болотные кри западного побережья залива Джеймса и юго-западного побережья Гудзонова залива). Он рассказал, что первым делом ребенок должен был преодолеть страх оставаться одному, в особенности в темноте. С помощью деда ребенок должен был пройти испытание отлучения от таких видов человеческого комфорта, как пища и тёплое одеяло. Ребенку объясняли. что как только он научится контролировать свои страхи, он получит возможность пребывать в состоянии полусна-полубодрствования. Тогда он сможет вызывать или управлять практически любым сновидением по своему желанию. Если сновидящий испытывал страх перед каким-либо животным, ему было необходимо призвать это животное в сон с тем, чтобы подружиться с ним. После этого животное могло стать одним из его духов-помощников. Через эти сны могли проникать и иные духи-помощники.

В 30-х годах вождь племени оджибве Вильям Беренс (1866-1947) рассказывал подобные истории антропологу А. Ирвингу Холовелу. Люди племени оджибве редко рассказывали о сокровенных событиях своей жизни – встречах с нечеловеческими существами в снах переходного периода. Бавааганаг, или гости сновидений, которые представали перед мальчиками во время испытания. Они обладали огромной силой и были способны защитить человека и помочь ему, или помешать и навредить. Юноши искали благословения гостей сновидений в надежде, что те станут их духами-охранителями. Если гость сновидений принимал на себя эту роль, юноша не имел права без нужды рассказывать о нём, поскольку, тем самым мог оскорбить духа. Те, кому посчастливилось обрести духа-покровителя, должны были быть очень осмотрительными призывая их и делать это только в случае реальной необходимости в помощи.

Сновидения продолжают оставаться центральной темой верований индейцев в области духовной силы. Хотя сон и визионерский опыт и является индивидуальной практикой, выполнялась она на благо всего племени. Очевидно, что данная практика отличается от толкования сновидений в не-индейской культуре.

Из книги Кэт Оберхольцер “Ловцы снов: Легенды, традиции и артефакты”

Посмотреть компоненты ловца сна.

Вернуться в библиотеку

Посмотреть готовые ловцы снов и обереги.
Заказать свой ловец снов
На платформе MonsterInsights