Если, образно говоря, отвлечься от компонентов ловца снов, то основными элементами станут нити и узлы. Нитями могут выступать нитки, верёвки, бечёвки, полоски кожи, жилы. Их задачей является заманить в ловушку, привлечь и пленить, опутать нечто и, в то же время, связать вместе видимые элементы.Невидимые линии, к примеру, схема расстановки капканов, родственные связи, также служат для фиксации взаимосвязей и соединения. Сила нитей — в их линейности, однако, она может быть ослаблена если ослабить натяжение или перерезать нить.
Сила нитей.
Чтобы лучше понять силу нитей, стоит вспомнить два основных пути передачи культурных знаний в Первых Нациях:
- материальная культура (предметы)
- и устная передача в форме притч и легенд. В этих легендах нити имеют мистическое значение.
Различные варианты одной и той же легенды встречаются как у кри, так и в племени оджибве. Основная фабула в ней такова: герой легенды племени кри Цикапис (в варианте оджибве Чакабеш) и его сестра жили вместе после смерти своих родителей, которых сожрали гиганты, имевшие форму как зверей, так и людей. Однажды Цикапис находит тропу и пытается понять что за зверь её протоптал. Чтобы найти ответ, он получает от сестры нить (по одним источникам сплетённую из волос, по другим из растений) и делает из неё силки.
Утром земля погрузилась во тьму и Цикапис понял, что это была тропа Солнца и его-то он и поймал в ловушку. Он попытался ослабить силки, но не смог. Внезапно маленькое животное (в разных вариантах это крот, мышь, землеройка или бобёр) смогло подобраться достаточно близко к Солнцу и перегрызть путы.
В этой легенде делается упор на функцию нити по связыванию и освобождению, что постоянно повторяется в сообществах, живущих рыболовством и охотой. Она также связывает мир Неба, где находится солнце, с миром Земли, где обитают грызуны, живущие под землёй в соединяющихся тоннелях, или, в версии с бобром, в хижине, связанной с водными каналами.
В другой легенде Цикапис ловит двух бобров и связывает их тетивой лука. Гиганты с Земли потребовали, чтобы он отдал им одного бобра. Цикапис согласился при условии, что они смогут развязать тетиву. Не справившись с этой задачей гиганты ушли несолоно хлебавши.
Эта легенда важна своей космологией, поскольку бобёр выступает в ней в качестве посредника между миром Земли и Воды (подземный мир), и нить играет в ней ключевую роль.
Подобное происходит в реальной жизни, когда охотники кри убивают медведя и кладут нимапаан, или пояс для переноски, на грудь медведя. Когда охотник выпускает медведя на защиту, нить в виде пояса “связывает” его, и её сила встаёт на защиту от зловредных духов, пока охотник ходит за помощью.
Связь также описывается в легенде о прибытии на Землю первой пары кри, спустившейся из Верхнего Мира в сумке из паучьей сети, сплетённой Великой Ткачихой Сетей или Пауком. Несмотря на то, что Паучиха запретила людям смотреть вниз одновременно, они были настолько восхищены увиденным, что посмотрели вниз одновременно. Их корзина из паутины зацепилась за гнездо Гром-птицы на макушке дерева.
Как и в мифах о создании Земли у других племён, различные звери пытаются помочь людям, и каждый являет черты, с которыми индейцы ассоциировали этих животных. Первым приходит карибу и объясняет, что он не умеет лазить по деревьям, поскольку у него копыта. Затем приходит рысь и говорит, что тоже не умеет лазить по деревьям, но это неправда, что характеризует её как животное обманщика. Затем приходит медведь. Используя крепкие когти, он забирается на дерево и спускает людей на землю. Мудрый медведь становится наставником первых людей и учит их всему, что им нужно знать для жизни.
Образ корзины, сплетённой Паучихой перекликается с описаниями детских амулетов и, в конечном итоге, с ловцами снов. Нить Паучихи связывает мир Неба и мир Земли, духовную и физическую реальность.
В сказаниях оджибве Паучиха отвечает за сохранность пищи, поскольку ловит в свою паутину мух, распространяющих гниение и, таким образом, оберегает запасы. Искусство Паучихи плести сети лежит в основе следующей легенды оджибве. В одном из рассказов Иоганна Георга Коля об оджибве Верхнего озера описывается противостояние Нана’б’озо (Нанабозо, Нанабуш), пройдохи, который был наполовину человек, наполовину маниту (нечеловеческое существо) и Мишипизив – водного чудовища, которое в разных источниках описывается как подводная пантера, или рогатая змея. Нанабозо выстрелил стрелами в Мишипизив и ранил его и трёх его сыновей. По совету черепах змеи отомстили ему, соткав магическую сеть, покрывшую всю Землю.
Основой символизма этой легенды, конечно же, являются нити, сплетённые, подобно паучьим так, чтобы Нанабозо ничего не заподозрил. Змеи надеялись, что пройдоха попадётся в сети, затем они поднимут уровень воды и их враг утонет. Однако Нанабозо снова обманул их и план не удался.
Игры с нитями присутствуют практически у всех народов, связывая узор слов с узором рисунка мифа в материальной культуре. Освоение замысловатых способов изменения формы нити позволяет трансформировать её в мириады рисунков. Какие-то узоры могу быть абстрактными, некоторые могут напоминать животных из реальной жизни или сказочных существ. Множество из них имеет свои имена. Одной из таких игр является “Колыбель для кошки”. Раньше в племенах оджибве и кри в игры с нитками играли только зимой. В сезон, когда хорошо рассказывать легенды у очага. Этот обычай похож на традиции инуитов, которые запрещали детям играть в игры с нитками, пока светит солнце. Считалось, что таким образом можно поймать его и наступит тьма. Легенда о Цикаписе во многом объясняет это верование.
Для большинства индейских культур, в особенности кри, использование нитей является очень важным. Наиболее подходящим примером тут является нимапаан (nimaapaan), церемониальная верёвка охотников кри, предназначенная для переноски добычи домой. Она плетётся из полос кожи карибу матерью юного охотника. Верёвку укладывали в мешок, чтобы она не отпугивала животных и передавали ребёнку вместе с охотничьим снаряжением, как только он покидал тиканаган (колыбель кри), чтобы занять своё место в сообществе охотников. Когда юноша доказывал свою охотничью доблесть, его мать, а впоследствии его жена, сплетали ему более длинную верёвку.
Нимапааны полной длины использовались охотниками круглый год, но лишь зимой сакральное значение этих ремней проявлялось в полную силу. Во время зимней охоты на бобров, их ритуально обвязывали нимапааном и волокли домой по снегу. Такой способ транспортировки оставлял след или тропу, которая являла собой визуальную связь между бобром, его домом и семьёй, и домом и семьёй охотника. Эта тропа также повторяла символизм лесной тропы между охотничьими лагерями кри, между их семьями.
Косвенно эта тропа символизирует невидимые нити родства между человеком и бобром, возникшие во время мифологической свадьбы человека и жены бобра. Возвратившись с охоты охотник отдаёт убитого бобра жене и та приглашает его в дом. Пока охотник ожидает на улице, женщина обдирает шкуру и нарезает мясо, которым будет накормлена семья.
Глубину метафоры нити и сети для алгонкинов мы видим при рассмотрении материальных объектов, где появляется символ сети, будь то физический элемент предмета, или декоративное изображение на нём. Процессом трансформации нитей из пряжи, жил животных или кожаных ремней в плетёные предметы, занимались женщины. Как сестра Цикаписа отдала свои волосы или нити для силков, которыми он поймал Солнце, так и индейские женщины плели ремни, с помощью которых охотники перетаскивали добычу, сетки для сборщиков кленового сиропа, сети для рыбаков и охотников на бобров, бисерные ожерелья, шнуровали колыбели, сшивали куски одежды, берестяные контейнеры и каноэ, расшивали мешки для перевозки утвари, сшивали заячьи шкурки для одежды и тёплых одеял, и, конечно же, делали плетёные детские обереги. Раньше женщины также наносили сетчатые узоры на куртки из кожи карибу и на переднюю часть тобоганов, с целью защитить себя от злых сил и обеспечить мужьям хорошую охоту. (Поскольку берестяные свитки считались священными, считается, что именно мужчины аккуратно штриховали изображения на этих свитках.)
Эта тяга к защите и предосторожностям подчёркивает взаимодополня-ющие роли индейских мужчин и женщин, что прекрасно демонстрируется в процессе производства снегоступов.
Мужчина добывает древесину и изготавливает раму, а женщина плетёт сетчатую основу и наносит защитный узор. Эта совместная работа даёт путешественникам (как мужчине, так и женщине) прекрасное транспортное средство, которое защищает их от вредоносных сил из-под земли, и возможного голода. Их совместный труд гарантирует выживание во время зимы и возможность связаться с другими членами сообщества.
На более тонком плане алгонкинское высказывание “От наших прапрадедов до наших праправнуков все мы лишь узлы на нити жизни” несёт в себе концепцию родства, связи и передачи линии преемственности и культурных знаний от поколения к поколению.
Термин “завязать узел” означает, что у мужчины кри есть праправнук и всё, что с этим связано. Для культур, где традиция обучения связана с наблюдением, роль Паучихи, как наставника, обучающего плетению и изготовлению плетёных вещей, дополняется сходной концепцией роли паутины, как защитного предмета, устраняющего нежелательные события из жизни. Плетение из узлов и нитей добавляет более глубокий уровень символизма, что подтверждается исследованиями сходных предметов в других культурах.
Oberholtzer, Cath. Dream Catchers: Legend, Lore and Artifacts . Firefly Books.
Вернуться в библиотеку
Прочитать так же…
-
- Легенда индейцев о силе узлов и нитей.
- Магия узлов у других народов