Восемь благоприятных символов
Восемь благоприятных символов удачи являются важной частью тибетской культуры. Когда вы путешествуете по Тибету, в монастырях есть много знаков и символов, украшение отелей, украшение ресторанов и украшение больших общественных сооружений, таких как мосты и аэропорт. Сегодня мы собираемся написать о восьми благоприятных знаках или символах удачи.
В буддизме для иллюстрации абстрактных значений используется множество различных знаков или символов. Среди них самыми популярными и распространенными являются восемь благоприятных знаков. Мы можем видеть их на церемониальных платках и декоративных драпировках монастырей и настенных росписях общественных зданий в Тибете.
Говоря об их происхождении, в буддизме эти восемь символов удачи представляют собой подношение, сделанное богами Будде Шакьямуни сразу после того, как он достиг просветления. Брахма, великий бог царства, явился первым с подношением золотого колеса с тысячей спиц, прося Шакьямуни повернуть обучающее колесо Дхармы.
Следующим появился великий бог неба Индра, предложивший белую раковину, закрученную по правильной спирали, как символ провозглашения Дхармы. Богиня земли Стханара (Тибет Сайи Лхамо), засвидетельствовавшая просветление Будды, подарила Шакьямуни золотую вазу, полную нектара, причудливо представленную слева и справа от трона просветления Будды .
Ранние буддийские аниконические изображения следов Будды неизменно изображали благоприятные символы в виде божественных знаков на подошвах его стоп. К ним относятся львиный трон, знамя победы, ваджра, фляга с водой, слоновий рожок, завиток, вечный узел, свастика и раковина; но наиболее распространенными из этих знаков были лотос и колесо.
В качестве знака Чакравартина колесо с восемью или тысячью спицами украшает ладони и подошвы изображений Будды или бодхисаттв. Одно из значений слова дэва — «благоприятно нарисованный», относящееся к отметинам тела на ладонях, подошвах, груди или горле божественных существ или богов. Индра, например, носит на груди знак Шриватса или вечный узел.
В раннем индийском буддизме Ваджраяны восемь благоприятных символов были обожествлены в виде восьми богинь, известных как Аштамангала Деви, каждая из которых носит один из благоприятных символов в качестве своего атрибута.
Тибетская традиция идентифицирует восемь благоприятных символов как образующие тело Будды: зонтик представляет его голову, золотые рыбы – его глаза, лотос – его язык, ваза с сокровищами – его шею, колесо – его ноги, знамя победы – его тело, раковина — его пятнышко, а бесконечный узел — его разум.
Текст “Центр Рипа”.